Так лечиться нельзя В.Власов

Так лечиться нельзя

Об авторе: Василий Викторович Власов - доктор медицинских наук, профессор Высшей школы экономики (НИУ ГУ), кафедра управления и экономики здравоохранения


На днях Левада-Центр обнародовал обследование представительной группы населения страны, проведенное в декабре 2011 года. Основной результат выглядит печально: почти половина населения не доверяет системе здравоохранения и врачам; 9 из 10 полагают, что система здравоохранения требует изменений.

В ТЕМУ:

Это не очень большая новость – и полгода назад, и год назад разные службы изучения общественного мнения приходили примерно к такому же выводу, правда, цифры были не столь катастрофические. Что удивительно – до самого декабря, в течение более полугода, министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова почти каждую неделю проводила пресс-конференции и рассказывала по телевизору народу, президенту и премьер-министру, как все шоколадно складывается в стране...
В действительности, по официальным данным, которые можно полагать приукрашенными, здравоохранение России вышло на уровень финансирования 1991 года только в 2006 году. Напомню, что состояние здравоохранения в 1991 году рассматривалось как полная катастрофа по сравнению, например, с 1985 годом.
Рост финансирования с 2005 года привел к небольшому превышению над уровнем 1991 года. Но это повышение финансирования – лукавое. В основном это не увеличение финансирования самого здравоохранения, а различные добавочные программы вроде дополнительной оплаты врачам в поликлинике или национального проекта «Здоровье». Эти программы – дело временное. Кончиться они могут в любой момент. Есть даже такая мысль у меня, что специально финансирование в здравоохранении увеличивали таким способом, чтобы было легко его в любой момент сократить.
Всякий раз, когда правительству предлагают резко повысить финансирование здравоохранения, правительство отговаривается тем, что и так уже социальный налог и взносы на медицинское страхование высокие, больше с работников и бизнеса взять никак нельзя. И большинство с этим соглашаются. На самом деле налоги высоки, вместе с непомерными взятками они действительно губят наши предприятия.
Но предполагать, что здравоохранение может финансироваться только из налогов на зарплату, равносильно тому, как предполагать, что из взносов в ДОСААФ финансируется армия. Так же как пошлины и акцизы на нефть, газ и водку питают закупку вооружений и Олимпиаду в Сочи, они могут питать здравоохранение. Это просто вопрос приоритетов. Уже 20 лет правительство России и ее законодатели тратят деньги на что угодно, но только не на здоровье граждан.
Даже в более богатых странах на медицину идет большая доля общественного богатства, чем у нас (см. таблицу ниже). Доказательства эти я почерпнул из сводных таблиц Всемирного банка, составленных по официальным статистическим сводкам за 2010 год.
Богатство нашей страны, измеряемое ВВП, вроде бы не мало. Но в расчете на душу населения ВВП у нас в три-четыре раза ниже, чем в сравниваемых странах. Это объективный показатель того, насколько мы богаты. Почему выбраны для сравнения именно эти страны? Потому, что с США у нас везде принято сравниваться, и потому, что в Нидерландах и Великобритании самые эффективные системы здравоохранения.
В этих благополучных странах тратят на здравоохранение 9–16% от их огромных экономических возможностей. А в России – только 4,5%. При этом общественные расходы на здравоохранение, то есть то, что тратится из бюджетов и из обязательного страхования, в России ниже, чем в европейских странах. Зато расходы из кармана гражданина – самые высокие. В других странах, на которые нашим гражданам хотелось бы иметь похожую систему здравоохранения, в Бельгии, Франции, Германии – везде доля личных расходов граждан около 10%.
При этом мы платим налоги примерно такие же, как население приличных стран, выкладываем из кармана больше, чем они, но имеем плохое здравоохранение.
Почему оно плохое и почему люди им недовольны?
Во-первых, потому, что наши налоги правительство тратит на дворцы, олимпиады и персональные самолеты. Во-вторых, потому, что управляют здравоохранением неспециалисты. Только в прошлом году многие тысячи граждан пострадали от того, что Минздравсоцразвития не смогло сделать простейшую вещь – ввести в использование новую форму больничного листа. Что уж говорить о неспособности к более сложным вещам – разработке концепции развития здравоохранения, подготовке законодательства?
Народ это понимает.

Параметры финансирования здравоохранения
Показатели
США
Нидерланды
Великобритания
Россия
Валовой внутренний продукт (ВВП), млн. долл.
14 586 736
779 356
2 248 831
1 476 819
Население, млн. чел.
309,05
16,61
62,22
141,75
ВВП на душу населения, млн. долл.
47 198
46 921
36 143
10 418
Расходы на здравоохранение, на душу населения, долл.
7410
5164
3285
475
Расходы на здравоохранение, на душу населения, в % от ВВП
15,6
11
9,1
4,5
Расходы на здравоохранение общественные, в % от общих
48,6
77,3
83,6
64,4
Личные расходы граждан, в % от общих


Источник: Всемирный банк



12,43
5,74
10,44
28,77